Село Район Карты История Природа Путешествия Персоналии |
Храмы Живопись Песни Поэзия Фольклор Наследие Фото |
НаследиеСеверная усадьба - дом РусиновыхСенное поселениеТоемские амбарыТоемские баниТоемские рукописиТоемский костюмСеверодвинские росписиПрялки Северной ДвиныРезная прялка из Тоймы (XVIII век)Расписная прялка из Пучуги (нач.XX века)Охлупень-конь | Расписная прялка из ПучугиФрагмент. «Катание».
Начало 20 века. Архангельская область, Верхнетоемский район, село Пучуга Прялки Пучуги являются одной из трех разновидностей северодвинской росписи. Нижний став (нижняя часть) лопасти прялок Пучуги всегда занят сценой катанья. Пара коней впряжена в нарядный крытый возок. Кругом ярко-красный узор по ярко-белому фону заполняет все свободное пространство нижнего става. Роспись прялок Пучуги в целом необычайно декоративна и отличается яркостью и пышностью узора, сказочностью образов и блеском серебра и позолоты. Прялки Борка, Пучуги и Тоймы — «корневые» — северный тип прялки. По классификации А. А. Бобринского относились к третьему двинскому типу, куда входили все виды северодвинской росписи. Экспедицией Загорского музея (1959, О. В. Круглова) эти прялки были разграничены и установлены центры их производства. Когда-то был один центр — Борок, впоследствии отпочковались еще два куста: село Пучуга (Верхнетоемский район) и деревня Первая Жерлыгинская (в устьи реки Нижняя Тойма, Верхнетоемский район). Все три селения расположены в 15—20 км друг от друга. Прялки этих трех кустов имеют фон ярко-белый. В росписи их много золота. Орнамент мелкий и дробный. Композиционно лопасть делится на три «става», в поздних образцах (нижний из них) занят изображением возка. Необычайная нарядность и яркость росписи отличает прялки этих трех центров от прялок Пермогорья, сдержанных и очень гармоничных по колориту. Прялки Борка, Пучуги и Тоймы можно всегда отличить по ножке: у борецких прялок всю фигурную ножку заполняет растение с прямым стеблем, у прялок Пучуги, стебель растения повторяет изгибы фигурной ножки. Ножки прялок Тоймы чаще всего исполнены на токарном станке и состоят из округлых балясинок. Источник: О.Круглова "Русская народная резьба и роспись по дереву" Из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника М., "Изобразительное искусство", 1983 Читайте далее: Охлупень-конь
|
© Тойма.рф, 2010-2013. Село Верхняя Тойма и Верхнетоемский район Архангельской области История, этнография, культура, искусство, фотографии |
Комментарии Карта сайта |
E-mail Партнёры |
Разработка Tatsel.ru |