Село Район Карты История Природа Путешествия Персоналии |
Храмы Живопись Песни Поэзия Фольклор Наследие Фото |
НаследиеСеверная усадьба - дом РусиновыхСенное поселениеТоемские амбарыТоемские баниТоемские рукописиТоемский костюмСеверодвинские росписиПрялки Северной ДвиныРезная прялка из Тоймы (XVIII век)Сюжеты русского народного искусства: орнаментРасписная прялка из Пучуги (нач.XX века)Охлупень-конь | Сюжеты русского народного искусства: орнаментЛеонид Латынин Много внимания мы уделили значению, содержанию, скрытому или забытому смыслу изображений бабы, животных, зверей и птиц, зафиксированных на прялке, вышивке или глине. Но игрушка, вышивка, прялка - не только повод к разговору о сюжете и пластике антропоморфных и зооморфных изображений. Одежда, ткачество, полотенце, скатерть, подзор, набойка, прялка, та же игрушка часто украшены еще и знаками растительного и графического орнамента. Эти знаки, придуман ные нашим далеким предком тысячи лет назад, и посейчас помнимы народными мастерами и посейчас используются ими в росписи народной игрушки. Ромб, треугольник, кресты, круги, квадраты - все эти и другие элементы, символы, знаки орнамента составляют своеобразный алфавит, и каждый знак в этом орнаменте имеет или имел свой смысл. Покрывая орнаментом край ворота одежды, край подола, рукава, наличники окон, дверей, игрушку, прялку, вышивку, народные мастера переписывали и переписывают придуманные нашим предком своеобразные заговорные письмена . Не одно тысячелетие передавались знаки этого алфавита от деда к внуку, от бабки к внучке, от рода к роду, прежде чем дошли до сегодняшних читателей. Эти родовые «письмена» полны смыслов и содержаний, накопившихся в них за многие века и тысячелетия. Иногда графический знак выглядел одинаково, но у разных родов, а затем народов имел разный смысл. Иногда один и тот же смысл у разных народов был выражен непохожими друг на друга знаками. Исследованию этого «алфавита» можно было бы посвятить не одну работу, тут помощь - и летописи, и огромной иконографический, археологический и современный, материал наблюдения, догадки и предположения многих исследователей. Но я буду говорить лишь о нескольких основных знаках, элементах орнамента. Орнамент в своем первородном виде - это немое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические немые заговоры и заклинания будут перенесены на одежду, вышивку, прялку, глину, игрушку. Наша история сохранила множество примеров участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми предки воздействовали на природу и мир. Здесь можно вспомнить и «обыденное» полотенце, которое за одну ночь или за один день вышивало село, пытаясь оградить людей или животных от мора или в поиске защиты от стихийных бедствий засухи или града. Можно вспомнить часовни и кресты в «священных рощах», куда приносили полотенца, лоскутки, надеясь спастись от болезни, беды, напасти. А еще раньше, без часовен и крестов, просто в лесу «дуплянам деревянам ветви убрусцем обвеша и сим поклоняющиеся». Знаки орнамента, родившиеся тысячи лет назад, гораздо менее изменились за это время, чем, скажем, игрушка. Поскольку азбука орнамента возникла в охотничий период, то знаки орнамента, которые и до сегодняшнего дня встречаются в росписи игрушки, скорее всего были связаны с магией периода именно первобытной охоты. Один из первых знаков орнамента носит название коврово-меандрового или ромбо-меандрового - это ромбы разной формы с прерванными линиями, заходящими один в другой. Они создают на поверхности глины, ткани, дерева красивый густой коверный узор. Разгадка происхождения ромбо-меандровых знаков была предложена В.И.Бибиковой, которая связала их с естественным орнаментом, четко видном на косом или прямом срезе бивня мамонта. Этот рисунок, перенятый народными мастерами у природы, пережил тысячелетия и дошел до наших времен. Бивень мамонта - суть могущества зверя, его оружие. Отсюда и рисунок бивня несет в себе содержание силы и могущества, в которых нуждается человек, отправляясь на охоту. Набегающие друг на друга ромбы - знаки счастливой охоты, знаки силы, знаки удачи, и человек использовал их, совершая магические обряды. Еще во времена неолита бытовали печатки для татуировки тела подобным орнаментом. Жрецы и жрицы, совершавшие магические обряды, украшали этим орнаментом свое тело. Он защищал их от духов, способных причинить вред и одновременно наполнял тело жреца великой силой и могуществом, полученным от могучего животного. Ромбо-меандровыми знаками украшались и некоторые культовые предметы времен неолита - от женских фигурок до сосудов. Знаки жизни - так можно назвать ромбо-меандровый узор. Не случайно, когда прошло время и человек стал не только охотником, но и пахарем и скотоводом, он не забыл этот знак, он стал знаком земли и плодородия. Для того, чтобы поля были щедры на урожай, а небо - на удачную погоду, человек вышивал этот узор на ткани, вырезал на дереве, украшал им глину. Вычлененный из общего ромбо-меандрового рисунка знак ромба стал и сам со временем символом и знаком неба, солнца, земли, мироздания. В северодвинских вышивках, на белорусских полотенцах, ромб-земля, ромб - знак плодородия, ромб-солнце встречаются неоднократно. Меандрово-ковровый рисунок можно увидеть и в общей композиции на ткани тех же северодвинских вышивок. Глиняная игрушка, в частности, каргопольская, и поныне украшается орнаментом, одним из элементов которого является ромб. Ромбические, коврово-меандровые знаки орнамента иногда складываются в особые сюжеты композиции, способные нести в себе дополнительное содержание, скажем, восхода и заката. Возможно, когда-то у наших далеких предков полотенце участвовало в магическом ритуале не только в связи с почитанием предков, но и в ежедневном ритуале очищения водой, утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения водой входило и вытирание лица полотенцем. Утром оно вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, то есть поначалу шла тонкая полоска, а затем все более широкие и широкие полосы. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной: внизу поначалу шла широкая полоса, затем следовали полосы все уже и уже, кончавшиеся самой тонкой полоской - композиция символизировала закат. Я столкнулся с этим обычаем в белорусской деревне, где хозяйка дома, увидев, что я неправильно утираюсь полотенцем, объяснила, что утром утираются утренним концом, а вечером - вечерним. Возможен и вариант, что человек два раза просил у солнца, неба, земли, природы послать ему хорошую погоду, хороший урожай: утром - умываясь и вытирая лицо, и делая это вечером во второй раз - после работы, после заката, ибо работал от темна до темна. Ромб - элемент ромбо-меандрового узора, используют и до сегодняшних дней мастера народной игрушки Каргополя, Филимонова, Костромской области, хотя появление этого знака относится ко временам первобытной охоты.
В следующий период - уже земледельческий - появляется новый знак - знак засеянного поля - квадрат с вписанным в него крестом и точками или знаками зерна в центре четырех квадратов. Это - знак уже чистого плодородия, обилия, урожая, удачи. Поэтому и полотенца, и одежда, и прялки, особенно прялки, дают множество вариантов этого знака, оставляя нам свидетельство, что квадратно-точечный орнамент был одним из основных орнаментов, которым наши предки украшали предметы быта и предметы, участвовавшие в магических ритуалах, способствовавшие урожаю, плодородию, деторождению. Интересная деталь: во многих ярославских прялках прошлого века в одном из сюжетов двух - трехчастной композиции мастер воспроизводил колокольню главного собора Петропавловской крепости. Так вот, эту колокольню он обязательно украшал разными орнаментами, в том числе постоянно использовал и квадратно-точечный знак. Солнце на протяжении тысячелетий получило великое множество вариантов изображений. (Даже наш колобок - и тот в каком-то смысле является солярным знаком.) Вариантов этого знака множество. И, прежде всего, все бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него. Природный аналог креста дает так называемый «крестовый камень», минерал, на поверхности которого кристаллы образуют правильный четырехконечный крест. Знак креста в круге очень похож на изображение колеса в колеснице ариев, которые три с половиной тысячелетия назад пришли в Индию. Эти колеса - втулка из березы, ободья из осины - тоже имели четыре спицы, то есть абсолютно соответствовали изображению одного из вариантов солярных знаков - крест в круге. Неудивительно, что изображение колеса и солярный знак аналогичны друг другу. Множество богов движутся по небу на колеснице, да и само солнце, «катясь» по небу, «закатывается» вечером (отсюда «закат»).
Бог Перун, связанный с культом солнца, получил даже свой особый знак. На дохристианском календаре киевского происхождения в июле месяце зафиксирован «громовой » знак Перуна (день Перуна отмечался на Руси 20 июля по старому стилю, как и потом день Ильи-громовержца) - этот знак похож на колесо с шестью спицами, называемое еще «шестикрылой розеткой». Такие знаки вышивались на ритуальных полотенцах, ими украшались прялки, избы, дабы защитить дом от гнева Перуна, а позже Ильи-пророка. Бесконечно количество разновидностей крестов, как в круге, так и без него. Здесь и шести, и восьми, и десяти, и многоконечные кресты. Практически все эти разновидности солярных знаков встречаются и в вышивке и в росписи игрушек. И сегодня широко используют варианты солярных знаков: просто круг, четырех- шести- восьми-конечные кресты. А если взять, скажем, каргопольские или вологодские прялки, на них солярный знак многоконечных крестов в круге является основным. Разнообразие их почти равно количеству сохранившихся прялок.
Особо стоит выделить один из вариантов крестообразного солярного знака, так называемый «гаммированный крест» - крест, состоящий из четырех Г (гамм, букв греческого алфавита) - хотя появление его относится к более раннему периоду мировой истории, да и место его появления - Восток, Индия. В орнаменте и на письме у брахманов Индии этот крест символизирует собой привет и пожелание благополучия. Иногда этот крест рассматривают как графическое изображение четырех ног, сведенных в одной точке. Называют гаммированный крест еще и «свастикой». У нас этот знак встречался и на вышивках и (особенно) на поясах, распространен был более всего в северных районах России.
Существуют и другие варианты солярных знаков, кроме креста, круга, креста в круге - солярную семантику несут в себе также треугольник, квадрат и ромб. Конечно, возможно иное прочтение солярного знака. Скажем, тот же крест мог и не нести в себе солярной семантики. Например, был такой обычай у степных племен, живших в наших южных землях, - поклоняться воткнутому в холм мечу. Такой меч был очень похож на крест (кстати, и на могилу с крестом в наше время). Но для племени это был прежде всего знак могущества, власти и человеческой силы, которая подчиняет себе племена и народы или может служить защите родной земли. Но вернемся к солярным знакам. Есть еще одна разновидность этого знака - знак солнца и огня, язык пламени, который называют «бута» и который и посейчас бытует у огнепоклонников Индии (в просторечии его называют «огурцами».) Правда, он имеет еще несколько десятков смыслов: знак гривны коня, самого коня, хвоста коня, тени листка на песке, свернутого виноградного листка, цветущего миндаля, стручкового перца, птицы, крыла птицы… Этот знак встречается в наших набойках. На некоторых ярославских прялках можно допустить схожесть некоторых элементов орнамента со знаком «бута» . Особое внимание хотелось бы обратить на знаки, которые обозначали определенный месяц в году на исконно русских календарях. Глиняные сосуды, на которых зафиксированы эти календари наших предков - скажем, календари четвертого века на сосудах из Ромашкова и Лепесовки (Украина), - дают материал для попытки расшифровать эти знаки. Я не буду перечислять значение каждой линии, каждого месяца. Скажу лишь о тех, что встречаются и повторяются на вышивке, на прялке, в современной росписи игрушки. Так, в народном искусстве зафиксирован двойной крест летнего и зимнего солнцеворота. Часто в росписи игрушки, прялки, на вышивке встречаются и знаки в виде ромбической сетки, соответствующие знакам сентября и декабря: это изображение тенет - сетей для ловли птиц и зверей. Интересная деталь: ромбическая сетка - также знак начала и конца. Очень часто мастер из Кожли Курской области В.Ковкина ставит их на груди конника. Светлая сетка - начало - слева, правая - темная сетка - знак конца. Сентябрь в древних календарях был началом нового года. Декабрь - в наших - конец его. Но эта мысль, конечно лишь о случайности совпадения знаков разных эпох. Волнистые линии июля - знаки дождя и воды, а также «громовый » знак июля, о котором уже шла речь, также во множестве используется народными мастерами. Знаки колоса и трав, которыми обозначены месяцы май (древнерусское название «травень») и август («серпень »), можно встретить также в росписи многих народных промыслов. Волнистые линии, параллельные земле, которые символизируют месяц июль, кроме этого еще являются знаками Матери Сырой Земли, земли, пропитанной дождем, знаками рек и озер, и воды вообще. А вертикальные волнистые и параллельные линии - знаки падающего дождя, магическая формула заклинания и вызывания этого дождя. (Отсюда ритуальные глиняные фигуры, украшенные этими линиями и с сосудами на голове времен Трипольской культуры.) Эти и другие знаки древнерусского календаря использовали народные мастера, украшая ими прялки, вышивку, игрушки и постепенно забывая их первоначальный смысл, повторяя только вслед за своими предками доставшийся им по наследству рисунок. Некоторый след в орнаменте, конечно же, оставили и бытовавшие в давние времена на Руси черты и резы и так называемые «знаменья» , «подрезы», «затесы », «тамга» - бортные и другие знаки, которыми примечались принадлежащие данному хозяину ульи (борты), поляны, участки леса, владения. Так, по сведению летописи, княгиня Ольга, объезжая свои земли, ставила «знаменья, места и повосты» . В актах шестнадцатого и семнадцатого столетия даются описания бортных, личных знаков. «Коса на черте», «Калита с поясом», «Знамя», «Борода, в исподе тень», «Соха вверх рогами, другая к земле рогами...» и другие знаки. Следы этих знаков безусловно остались в росписи игрушек. Есть даже обычай, отличая свою игрушку от игрушки мастера-соседа, помечать ее не повторяющимися у других мастеров знаками. В частности, скажем, для В.Ковкиной в Кожле характерно на игрушках повторение двух ромбических сеток справа и слева от осевой линии, положенных на белый фон светлой и темной красками. Однако мастера не всех промыслов народной игрушки использовали знаки орнамента в своей работе. Видимо, часть из них следовала своей особой традиции, и некоторые игрушки существуют без орнамента вовсе. Это некоторые виды рязанской игрушки, а также пензенская игрушка - красные коровы, которые очень близки по способу окраски, наверное, к жертвенным ритуальным фигурам, окрашиваемым кровью. В пензенской игрушке и другие фигуры - баб, конников, птиц - также окрашены в один, максимум в два цвета, если не считать позолоты некоторых деталей. Перечитать и понять глиняную и деревянную книгу, оставленную нам предками, до конца невозможно - много страниц утрачено, много искажено переписчиками по разным причинам. Но то, что она есть, и сегодня продолжает писаться - это очевидно. 1983-1984, ред. 2006 гг. Источник: Официальный сайт Леонида Латынина
|
© Тойма.рф, 2010-2013. Село Верхняя Тойма и Верхнетоемский район Архангельской области История, этнография, культура, искусство, фотографии |
Комментарии Карта сайта |
E-mail Партнёры |
Разработка Tatsel.ru |