Сюжеты русского народного искусства: орнамент - Верхняя Тойма
Село Район Карты История Природа Путешествия Персоналии
Храмы Живопись Песни Поэзия Фольклор Наследие Фото


НаследиеСеверная усадьба - дом РусиновыхСенное поселениеТоемские амбарыТоемские баниТоемские рукописиТоемский костюмСеверодвинские росписиПрялки Северной ДвиныРезная прялка из Тоймы (XVIII век)Сюжеты русского народного искусства: орнаментРасписная прялка из Пучуги (нач.XX века)Охлупень-конь




Сюжеты русского народного искусства: орнамент

Леонид Латынин
Глава из книги "Основные сюжеты русского народного искусства"

Много внимания мы уделили значению, содержанию, скрытому или забытому смыслу изображений бабы, животных, зверей и птиц, зафиксированных на прялке, вышивке или глине. Но игрушка, вышивка, прялка - не только повод к разговору о сюжете и пластике антропоморфных и зооморфных изображений. Одежда, ткачество, полотенце, скатерть, подзор, набойка, прялка, та же игрушка часто украшены еще и знаками растительного и графического орнамента. Эти знаки, придуман ные нашим далеким предком тысячи лет назад, и посейчас помнимы народными мастерами и посейчас используются ими в росписи народной игрушки.

Ромб, треугольник, кресты, круги, квадраты - все эти и другие элементы, символы, знаки орнамента составляют своеобразный алфавит, и каждый знак в этом орнаменте имеет или имел свой смысл. Покрывая орнаментом край ворота одежды, край подола, рукава, наличники окон, дверей, игрушку, прялку, вышивку, народные мастера переписывали и переписывают придуманные нашим предком своеобразные заговорные письмена . Не одно тысячелетие передавались знаки этого алфавита от деда к внуку, от бабки к внучке, от рода к роду, прежде чем дошли до сегодняшних читателей.

Эти родовые «письмена» полны смыслов и содержаний, накопившихся в них за многие века и тысячелетия. Иногда графический знак выглядел одинаково, но у разных родов, а затем народов имел разный смысл. Иногда один и тот же смысл у разных народов был выражен непохожими друг на друга знаками.

Исследованию этого «алфавита» можно было бы посвятить не одну работу, тут помощь - и летописи, и огромной иконографический, археологический и современный, материал наблюдения, догадки и предположения многих исследователей. Но я буду говорить лишь о нескольких основных знаках, элементах орнамента.

Орнамент в своем первородном виде - это немое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические немые заговоры и заклинания будут перенесены на одежду, вышивку, прялку, глину, игрушку.

Наша история сохранила множество примеров участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми предки воздействовали на природу и мир. Здесь можно вспомнить и «обыденное» полотенце, которое за одну ночь или за один день вышивало село, пытаясь оградить людей или животных от мора или в поиске защиты от стихийных бедствий засухи или града. Можно вспомнить часовни и кресты в «священных рощах», куда приносили полотенца, лоскутки, надеясь спастись от болезни, беды, напасти. А еще раньше, без часовен и крестов, просто в лесу «дуплянам деревянам ветви убрусцем обвеша и сим поклоняющиеся».

Знаки орнамента, родившиеся тысячи лет назад, гораздо менее изменились за это время, чем, скажем, игрушка. Поскольку азбука орнамента возникла в охотничий период, то знаки орнамента, которые и до сегодняшнего дня встречаются в росписи игрушки, скорее всего были связаны с магией периода именно первобытной охоты.

Один из первых знаков орнамента носит название коврово-меандрового или ромбо-меандрового - это ромбы разной формы с прерванными линиями, заходящими один в другой. Они создают на поверхности глины, ткани, дерева красивый густой коверный узор.

Разгадка происхождения ромбо-меандровых знаков была предложена В.И.Бибиковой, которая связала их с естественным орнаментом, четко видном на косом или прямом срезе бивня мамонта. Этот рисунок, перенятый народными мастерами у природы, пережил тысячелетия и дошел до наших времен. Бивень мамонта - суть могущества зверя, его оружие. Отсюда и рисунок бивня несет в себе содержание силы и могущества, в которых нуждается человек, отправляясь на охоту. Набегающие друг на друга ромбы - знаки счастливой охоты, знаки силы, знаки удачи, и человек использовал их, совершая магические обряды. Еще во времена неолита бытовали печатки для татуировки тела подобным орнаментом.

Жрецы и жрицы, совершавшие магические обряды, украшали этим орнаментом свое тело. Он защищал их от духов, способных причинить вред и одновременно наполнял тело жреца великой силой и могуществом, полученным от могучего животного. Ромбо-меандровыми знаками украшались и некоторые культовые предметы времен неолита - от женских фигурок до сосудов.

Знаки жизни - так можно назвать ромбо-меандровый узор. Не случайно, когда прошло время и человек стал не только охотником, но и пахарем и скотоводом, он не забыл этот знак, он стал знаком земли и плодородия. Для того, чтобы поля были щедры на урожай, а небо - на удачную погоду, человек вышивал этот узор на ткани, вырезал на дереве, украшал им глину.

Вычлененный из общего ромбо-меандрового рисунка знак ромба стал и сам со временем символом и знаком неба, солнца, земли, мироздания. В северодвинских вышивках, на белорусских полотенцах, ромб-земля, ромб - знак плодородия, ромб-солнце встречаются неоднократно. Меандрово-ковровый рисунок можно увидеть и в общей композиции на ткани тех же северодвинских вышивок. Глиняная игрушка, в частности, каргопольская, и поныне украшается орнаментом, одним из элементов которого является ромб.

Ромбические, коврово-меандровые знаки орнамента иногда складываются в особые сюжеты композиции, способные нести в себе дополнительное содержание, скажем, восхода и заката. Возможно, когда-то у наших далеких предков полотенце участвовало в магическом ритуале не только в связи с почитанием предков, но и в ежедневном ритуале очищения водой, утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости.

В обряд очищения водой входило и вытирание лица полотенцем. Утром оно вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, то есть поначалу шла тонкая полоска, а затем все более широкие и широкие полосы. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной: внизу поначалу шла широкая полоса, затем следовали полосы все уже и уже, кончавшиеся самой тонкой полоской - композиция символизировала закат.

Я столкнулся с этим обычаем в белорусской деревне, где хозяйка дома, увидев, что я неправильно утираюсь полотенцем, объяснила, что утром утираются утренним концом, а вечером - вечерним. Возможен и вариант, что человек два раза просил у солнца, неба, земли, природы послать ему хорошую погоду, хороший урожай: утром - умываясь и вытирая лицо, и делая это вечером во второй раз - после работы, после заката, ибо работал от темна до темна.

Ромб - элемент ромбо-меандрового узора, используют и до сегодняшних дней мастера народной игрушки Каргополя, Филимонова, Костромской области, хотя появление этого знака относится ко временам первобытной охоты.

В следующий период - уже земледельческий - появляется новый знак - знак засеянного поля - квадрат с вписанным в него крестом и точками или знаками зерна в центре четырех квадратов.
Этот знак, так называемый точечно-квадратный знак, можно встретить и на глиняном алтаре для первых плодов урожая, и на глиняной ритуальной женской скульптуре. Бесчисленное число раз повторялся он и на прялке и на вышивке, часто встречается на оренбургских платках: низ шали оформлен этими квадратами, разделенными на четыре части с точками, в случае шалей - просветами в этих четырех малых квадратах. В глиняной игрушке он сохранился, если судить по тому материалу, который мне удалось наблюдать, в игрушке из села Донское Ставропольского края.

Это - знак уже чистого плодородия, обилия, урожая, удачи. Поэтому и полотенца, и одежда, и прялки, особенно прялки, дают множество вариантов этого знака, оставляя нам свидетельство, что квадратно-точечный орнамент был одним из основных орнаментов, которым наши предки украшали предметы быта и предметы, участвовавшие в магических ритуалах, способствовавшие урожаю, плодородию, деторождению.

Интересная деталь: во многих ярославских прялках прошлого века в одном из сюжетов двух - трехчастной композиции мастер воспроизводил колокольню главного собора Петропавловской крепости. Так вот, эту колокольню он обязательно украшал разными орнаментами, в том числе постоянно использовал и квадратно-точечный знак.

Солнце на протяжении тысячелетий получило великое множество вариантов изображений. (Даже наш колобок - и тот в каком-то смысле является солярным знаком.) Вариантов этого знака множество. И, прежде всего, все бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него. Природный аналог креста дает так называемый «крестовый камень», минерал, на поверхности которого кристаллы образуют правильный четырехконечный крест.

Знак креста в круге очень похож на изображение колеса в колеснице ариев, которые три с половиной тысячелетия назад пришли в Индию. Эти колеса - втулка из березы, ободья из осины - тоже имели четыре спицы, то есть абсолютно соответствовали изображению одного из вариантов солярных знаков - крест в круге. Неудивительно, что изображение колеса и солярный знак аналогичны друг другу. Множество богов движутся по небу на колеснице, да и само солнце, «катясь» по небу, «закатывается» вечером (отсюда «закат»).

Бог Перун, связанный с культом солнца, получил даже свой особый знак. На дохристианском календаре киевского происхождения в июле месяце зафиксирован «громовой » знак Перуна (день Перуна отмечался на Руси 20 июля по старому стилю, как и потом день Ильи-громовержца) - этот знак похож на колесо с шестью спицами, называемое еще «шестикрылой розеткой». Такие знаки вышивались на ритуальных полотенцах, ими украшались прялки, избы, дабы защитить дом от гнева Перуна, а позже Ильи-пророка.
Этот «громовый» знак обязательно оставляет на груди человеческой фигуры народный мастер из Костромской области Павел Иванов. Вполне возможно, что именно так могло выглядеть глиняное изображение исконного русского бога.

Бесконечно количество разновидностей крестов, как в круге, так и без него. Здесь и шести, и восьми, и десяти, и многоконечные кресты. Практически все эти разновидности солярных знаков встречаются и в вышивке и в росписи игрушек. И сегодня широко используют варианты солярных знаков: просто круг, четырех- шести- восьми-конечные кресты. А если взять, скажем, каргопольские или вологодские прялки, на них солярный знак многоконечных крестов в круге является основным. Разнообразие их почти равно количеству сохранившихся прялок.

Особо стоит выделить один из вариантов крестообразного солярного знака, так называемый «гаммированный крест» - крест, состоящий из четырех Г (гамм, букв греческого алфавита) - хотя появление его относится к более раннему периоду мировой истории, да и место его появления - Восток, Индия. В орнаменте и на письме у брахманов Индии этот крест символизирует собой привет и пожелание благополучия. Иногда этот крест рассматривают как графическое изображение четырех ног, сведенных в одной точке. Называют гаммированный крест еще и «свастикой». У нас этот знак встречался и на вышивках и (особенно) на поясах, распространен был более всего в северных районах России.
Использование этого знака нацистами - пример того, как меняется содержание знака в зависимости от того, в каком контексте и с каким смыслом усваивается он нами.

Существуют и другие варианты солярных знаков, кроме креста, круга, креста в круге - солярную семантику несут в себе также треугольник, квадрат и ромб.

Конечно, возможно иное прочтение солярного знака. Скажем, тот же крест мог и не нести в себе солярной семантики. Например, был такой обычай у степных племен, живших в наших южных землях, - поклоняться воткнутому в холм мечу. Такой меч был очень похож на крест (кстати, и на могилу с крестом в наше время). Но для племени это был прежде всего знак могущества, власти и человеческой силы, которая подчиняет себе племена и народы или может служить защите родной земли.

Но вернемся к солярным знакам. Есть еще одна разновидность этого знака - знак солнца и огня, язык пламени, который называют «бута» и который и посейчас бытует у огнепоклонников Индии (в просторечии его называют «огурцами».)

Правда, он имеет еще несколько десятков смыслов: знак гривны коня, самого коня, хвоста коня, тени листка на песке, свернутого виноградного листка, цветущего миндаля, стручкового перца, птицы, крыла птицы… Этот знак встречается в наших набойках. На некоторых ярославских прялках можно допустить схожесть некоторых элементов орнамента со знаком «бута» .

Особое внимание хотелось бы обратить на знаки, которые обозначали определенный месяц в году на исконно русских календарях. Глиняные сосуды, на которых зафиксированы эти календари наших предков - скажем, календари четвертого века на сосудах из Ромашкова и Лепесовки (Украина), - дают материал для попытки расшифровать эти знаки.

Я не буду перечислять значение каждой линии, каждого месяца. Скажу лишь о тех, что встречаются и повторяются на вышивке, на прялке, в современной росписи игрушки. Так, в народном искусстве зафиксирован двойной крест летнего и зимнего солнцеворота.

Часто в росписи игрушки, прялки, на вышивке встречаются и знаки в виде ромбической сетки, соответствующие знакам сентября и декабря: это изображение тенет - сетей для ловли птиц и зверей.

Интересная деталь: ромбическая сетка - также знак начала и конца. Очень часто мастер из Кожли Курской области В.Ковкина ставит их на груди конника. Светлая сетка - начало - слева, правая - темная сетка - знак конца. Сентябрь в древних календарях был началом нового года. Декабрь - в наших - конец его. Но эта мысль, конечно лишь о случайности совпадения знаков разных эпох.

Волнистые линии июля - знаки дождя и воды, а также «громовый » знак июля, о котором уже шла речь, также во множестве используется народными мастерами. Знаки колоса и трав, которыми обозначены месяцы май (древнерусское название «травень») и август («серпень »), можно встретить также в росписи многих народных промыслов. Волнистые линии, параллельные земле, которые символизируют месяц июль, кроме этого еще являются знаками Матери Сырой Земли, земли, пропитанной дождем, знаками рек и озер, и воды вообще.

А вертикальные волнистые и параллельные линии - знаки падающего дождя, магическая формула заклинания и вызывания этого дождя. (Отсюда ритуальные глиняные фигуры, украшенные этими линиями и с сосудами на голове времен Трипольской культуры.) Эти и другие знаки древнерусского календаря использовали народные мастера, украшая ими прялки, вышивку, игрушки и постепенно забывая их первоначальный смысл, повторяя только вслед за своими предками доставшийся им по наследству рисунок.

Некоторый след в орнаменте, конечно же, оставили и бытовавшие в давние времена на Руси черты и резы и так называемые «знаменья» , «подрезы», «затесы », «тамга» - бортные и другие знаки, которыми примечались принадлежащие данному хозяину ульи (борты), поляны, участки леса, владения. Так, по сведению летописи, княгиня Ольга, объезжая свои земли, ставила «знаменья, места и повосты» . В актах шестнадцатого и семнадцатого столетия даются описания бортных, личных знаков. «Коса на черте», «Калита с поясом», «Знамя», «Борода, в исподе тень», «Соха вверх рогами, другая к земле рогами...» и другие знаки. Следы этих знаков безусловно остались в росписи игрушек. Есть даже обычай, отличая свою игрушку от игрушки мастера-соседа, помечать ее не повторяющимися у других мастеров знаками. В частности, скажем, для В.Ковкиной в Кожле характерно на игрушках повторение двух ромбических сеток справа и слева от осевой линии, положенных на белый фон светлой и темной красками.

Однако мастера не всех промыслов народной игрушки использовали знаки орнамента в своей работе. Видимо, часть из них следовала своей особой традиции, и некоторые игрушки существуют без орнамента вовсе. Это некоторые виды рязанской игрушки, а также пензенская игрушка - красные коровы, которые очень близки по способу окраски, наверное, к жертвенным ритуальным фигурам, окрашиваемым кровью. В пензенской игрушке и другие фигуры - баб, конников, птиц - также окрашены в один, максимум в два цвета, если не считать позолоты некоторых деталей.

Перечитать и понять глиняную и деревянную книгу, оставленную нам предками, до конца невозможно - много страниц утрачено, много искажено переписчиками по разным причинам. Но то, что она есть, и сегодня продолжает писаться - это очевидно.

1983-1984, ред. 2006 гг.

Источник: Официальный сайт Леонида Латынина

 • Начало   • Наследие Верхнетоемской земли   • Резная прялка из Тоймы (XVIII век)   • Сюжеты русского народного искусства: орнамент  

© Тойма.рф, 2010-2013. Село Верхняя Тойма и Верхнетоемский район Архангельской области
История, этнография, культура, искусство, фотографии
Комментарии
Карта сайта
E-mail
Партнёры
Разработка Tatsel.ru