Село Район Карты История Природа Путешествия Персоналии |
Храмы Живопись Песни Поэзия Фольклор Наследие Фото |
РайонДвинскойПучуга (Кондратовская)Сефтра (Зеленник)Ерга (Семеновская)Сойга (Авнюга)Авнюгская узкоколейная железная дорогаС.Г.Третьяков. СоезёрьеГорка (Согра)Выя (Окуловская)Нижняя Тойма (Вознесенское)Верхняя ТоймаГерб Верхнетоемского районаВерхнетоемскому району 90 лет. 1924-2014 | С.Г.Третьяков. СоезёрьеДеревня Соезерская Пустынь Верхнетоемского района Архангельской области расположена у истока речки Сойги, левого притока Северной Двины. Название своё деревня получила от бывшего здесь монастыря - мужской пустыни. Основателями пустыни были монахи во главе с монахом Иосафом. Первое поселение было основано на правом берегу речки Сойти у озера Соезского. В озеро впадают две небольшие лесные речки, а из озера выпадает речка Сойга. В одном месте озеро имеет 36 метров глубины. В былые времена оно было очень богато рыбой, так как является проточным. Весной в озеро заходила разная рыба из Двины и, по-видимому, большая часть этой рыбы оставалась в нём, жила и плодилась. По речке Сойге до реки Северной Двины считают 90 верст. По старой дороге от Соезерской Пустыни до Ягрыша считали 40 верст. В писцовой книге Верхотоемской волости Подвинской четверти Важского уезда 1620 года сказано, что по р. Сойге от р. Кестваж и до устья реки правый берег с сенными наволоками был в пользовании крестьян Сефтренской волостки, а выше р. Кестваж правый берег реки Сойги был за крестьянами Ягрышской волости Устюжского уезда. Озеро Соезское делилось между этими волостями пополам. Левый берег Сойги с сенокосами до озера были за сефтренскими жителями. По моему мнению, монах - основатель Соезерской пустыни был выходцем из Сефтренского монастыря. На это указывают и земли по реке Сойге, которыми пользовались сефтренские крестьяне. Они, стало быть, поднимались в лодках по реке до самого озера. Облюбовал один из монахов Сефтренского монастыря, Иосаф, эти места и решил у озера основать свою пустынь. Соезерская пустынь упоминается в писцовой книге 1681 года. В то время пустынь с тремя крестьянскими дворами "...Оброку взято с трёх дворов Соеских 5 алтын три денги" принадлежала Верхотоемской волости Подвинской четверти Важского уезда. В "Словаре русского языка 11-17 вв." также есть ссылка на Грамоту Важского уезда 1691 года: "И Великого Государя пошлин з глухой земли Соезерской пустыни с строителя монаха Иосафа двадцать пять алтын взяты". В 1967 году я был в этой деревне. Взял с собой, по привычке фотоаппарат, сделал много снимков погоста и деревни. Находил в дом Анны Алексеевны Батраковой. Она рассказывала, что деревня их стоит не многим более трёхсот лет. Коренными фамилиями в деревне считаются Морозовы, Окольничниковы и Батраковы, Предки их ловили в озере много рыбы неводом и другими способами. B речке Сойге рыбу ловили круглый год мордами. Без рыбы, как говорят, жил только ленивый. По реке Сойге было много сенных наволоков, корма для ската хватало. Скота держали много голов, т.к. требовался навоз для удобрения земли, которая по большей части здесь песчаная. Хлеба у местных жителей от заморозков не гибли - река и озеро их предохраняли. Осенью мужики охотились на лесную птицу, белку и другого зверя. В конце 19 века здесь занимались и смолокурением, благо, что в округе есть сосновые леса, пня для смолокурения достаточно и работы мужикам хватало на всю зиму. Маломощные хозяйства были, в основном, те, в которых раньше времени умирал хозяин. Лес заготовляли много ниже от Соезерья по реке Сойге. Местные крестьяне брали подряды на заготовку и вывозку соснового леса. Много леса заготавливали они и для крестьян Верхнетоемской волости, у которых этот лес ценился. Дома из него и по сей день стоят в Верхнетоемских деревнях. По большой воде брёвна в плитках плавили до устья Сойги. Река эта тихая. Исключение составляют только Чудские пороги - место, в котором течение бурное и сплавщики его побаивались. Церковный приход был мал - одна деревня. При церкви в своих домах жили священник и псаломщик. Последним священником Соезерского прихода был Василий Владимирович Ядрихинский. Анна Алексеевна Батракова припомнила, что приехал он на Соеское из Нижней Тоймы, где был до этого дьяконом. (Это на самом деле так и было - Василий Владимирович в 1916 году был моим учителем в начальной школе). Когда началась коллективизация, Ядрихинского под арестом увезли в Верхнюю Тойму. Его жена и дети уехали. Года четыре тому назад (в 1983 г.) его сын приезжал посмотреть на свою малую родину. Судьба других детей Ядрихинского неизвестна. Псаломщик умер здесь, на Соезском. Дома причта и теперь (в 1987 г.) стоят на погосте. Церковь в Соезерье строена давно, Впоследствии местные жители обшили её тёсом и выкрасили. Рядом с церковью шестиугольная колокольня, внутри неё лестницы. На колокольне звонил обыкновенно по праздникам церковный староста. Каждое лето в Иванов день в Соезерье на богомолье сходились сотни людей из разных волостей. Особенно стремились попасть туда молодые парни и девушки. Народу собиралось так много, что разместить всех на ночлег в домах не было возможности. Многие ночевали поэтому на поветях, в гумнах. При церкви росли кедры, с которых собирался неплохой урожай орехов. Торговал орехами церковный староста. В деревне у каждого хозяина были свои кедры, и деревенские были сыты орехами, чего не скажешь о гостях. После праздничного богослужения обычно бывали игрища. Участниками их была молодёжь. Парни выбирали себе невест. Гуляния продолжались до позднего вечера. На ужин и на ночлег деревенские жители приглашали своих знакомых или родных, пришедших на праздник из других волостей. Во время ужина хозяин угощал всех пивом. Пиво варили крепкое, хмельное. Очень многие из гостей были знакомы с соезерскими и дружили с давних времён. На празднике в волости по обыкновению останавливались у них погостить и ночевать соезерские - так было заведено исстари. В 1931 году в Соезерье был организован колхоз "Максим Горький". С образованием Сойгинского лесопункта, многие из колхоза перешли на работу в лесопункт. Колхозные поля были заняты под аэродром для лесопункта. Сейчас(в 1987г.) в той деревне живут лишь пенсионеры.
Публикуется по изданию: "С.Г.Третьяков. Записки краеведа." В обработке А.В.Русанова.
|
© Тойма.рф, 2010-2013. Село Верхняя Тойма и Верхнетоемский район Архангельской области История, этнография, культура, искусство, фотографии |
Комментарии Карта сайта |
E-mail Партнёры |
Разработка Tatsel.ru |