Легенды о заселении Качема. Савва и Борис - новгородские воины - Верхняя Тойма
Село Район Карты История Природа Путешествия Персоналии
Храмы Живопись Песни Поэзия Фольклор Наследие Фото


РайонДвинскойПучуга (Кондратовская)Сефтра (Зеленник)Ерга (Семеновская)Сойга (Авнюга)Горка (Согра)Выя (Окуловская)Нижняя Тойма (Вознесенское)Афанасьевский краеведческий музейТоже Тойма, только Нижняя. В.ФокинЛегенды о заселении Качема. Савва и Борис - новгородские воиныЛегенды о заселении Качема. Старообрядческий следCтарообрядческие скиты и пустыни КачемаВерхняя ТоймаГерб Верхнетоемского районаВерхнетоемскому району 90 лет. 1924-2014


С.Г. Третьяков. Легенды о заселении Качема.
Савва и Борис - новгородские воины

Качем - обобщающее название местности в верховьях реки Нижняя Тойма.
Сведения, почерпнутые Сергеем Григорьевичем Третьяковым из бесед со старожилами Качема, из Писцовых книг 17 века, местные легенды и предания тщательно собирались и записывались им на протяжении всей сознательной жизни. В 1980 году и в последующие годы автор обобщил их и составил рукопись "История Качема". Самодельную брошюру он снабдил фотоснимками описываемых мест. Ero многолетнее увлечение фотографией тому послужило хорошим подспорьем. Ныне эта рукопись хранится в Верхнетоемском краеведческом музее.

Начиная с XIV века, Заволочье становится ареной кровопролитной борьбы, затянувшейся почти на два столетия. В Уставе новгородского князя Святослава (1137 год) названы уже многочисленные новгородские поселения в Заволочье. В 14 веке новгородскими ватагами был разграблен город Великий Устюг.
(Автор, вероятно, имел в виду поход новгородцев с ливнянами иа Великий Устюг 1398 гада, когда новгородские рати разграбили город и соборную церковь и отступили вниз по Северной Двине. См. ст. Куратова А.А./Поморская энциклопедия. Т.1.)

Новгородцы, спускаясь по Северной Двине от Устюга, могли разделиться на отряды. Один такой отряд на ладье, как гласит предание, остановился в устье реки Нижней Тоймы на отдых. Два друга Савва и Борис, не желавшие плыть с ватагой дальше, сговорившись, ранним утром, когда на ладье все спали, бежали, чтобы припрятать часть награбленного добра в Керге - населённом месте, расположенном выше по реке от устья Нижней Тоймы в 9 верстах. Основание деревень Савинской и Борисовской в Качеме, в 50 верстах выше по течению реки, легенда приписывает этим двум воинам, отставшим от того отряда новгородцев и удалившимся в верховья реки Нижней Тоймы.

Отставшие воины Савва и Борис не могли долго оставаться в Керге. Чтобы избежать расправы товарищей, которые могли на обратном пути зайти в Тойму, найти и наказать своевольных беглецов, Савва и Борис решили взять у местных жителей, чуди, лодку и двигаться в ней вверх по реке - присмотреть себе место будущей зимовки. Но в Керге всё-таки задержались...

С.Г. Третьяков приводит более поэтическую версию грабежа и города, и подельников, вероятно, сложившуюся уже в более позднее время. Однако в этих легендах обращает на себя внимание сюжет контактов новогородских воинов с чудью в контексте личных отношений и, по всей вероятности, достаточно распространённой практики женитьбы беглых новгородцев (и не только новгородцев) на чудских красавицах.

Как только кликнули в Новгороде Великом охотников идти ватагой на Двину, Савка тут же стал собираться. Он уже давно всё обдумал. Да и рассказы деда Мирона запали ему в душу. Рассказывал дед, что молодым парнем он ходил как-то на Двину среди ватажников, и увидел, что Двинская земля богата пушниной, рыбой, дичью. Одного похода деду хватило, чтобы вернуться в Новгород богатым, справить коня, жениться, обзавестись домом, хозяйством, словом, человеком стать.

Савку же влекла не столько лёгкая нажива, сколько неизведанная, необжитая земля. Воля! Женить его к тому времени ещё не успели. Денег у семьи было маловато. В семье кроме него были неженатые ещё старшие братья. Никто его и не отговаривал.

Накануне похода, весенним теплым вечером, благословляя Савку, дед как-то необычно отчетливо стал говорить ему: "Может статься - будете вы проходить Двиной-рекою, по правому берегу есть у неё приток Тойма Нижняя. У чуди там есть поселения, а, может, и наши, новгородцы, там уже поселились. Так ты потихоньку расспроси на Тойме на этой: жив ли кто-нибудь из чудских стариков, кто помнит год, когда у них были новгородские вои. У тех стариков, или, лучше, у старух спрашивай, жива ли та жёнка, что радила ребёнка от новгородского воя после того давнего похода. Если она жива, то ты, Саввушка, обязательно к ней пойди, поклонись до земли и передай вот это". С этими словами Мирон снял с шею волосяной шнурок, на котором была маленькая костяная фигурка рыбки. С ней дедко никогда не расставался и когда он надевал оберег на шею Савке, руки у него задрожали. "А понравиться тебе, Саввушка, какая девка в той земле - не диво - девки есть баские у чудин, — женись". И уже шёпотом добавил дед; "Да и оставайся там, никого не слушай! У чуди земля богатая! Всего у них много. Чудь - народ смирный! На охоте в лесу, да на реке sce дни проводят, а ты торговать будешь! Добра наживёшь!" Взволновали и без того мятущуюся душу парня история с чудинкой и дедков совет.

Пока шли на Устюг, сдружился Савка с таким же безалаберным мечтателем - весёлым парнем Бориской. А уж после разбоя в Устюге, захватив добра столько, сколько им и не снилось, они уже знали, что приотстанут от дружков-ушкуйников.

Савка, молчавший до поры о дедковом поручении, как миновали Тойму Верхнюю, поделился с товарищем своими соображениями насчёт того, чтобы уйти с ладьи тайно со своей долей добычи, а Бориска, которому бес авантюризма уже давно щекотал пятки и нашёптывал на ухо разные соблазнительные пакости, согласился остаться в этих глухих местах.

Так и очутились Савва и Борис в чудском селении в устье Нижней Тоймы. День пересидели товарищи в чаще. Слышали, как их хватились и звали-кликали дружки-товарищи на ладье. И уговаривали и грозили, да только некогда им было искать - уговор был у всей ватаги - идти сообща воевать Орлецы, а передовые отряды были уже далеко внизу. Так и отступились ушкуйнички от Савки и Бориски, хоть и пообещали расправиться с ними при удобном случае.

На вечеру пошёл Савка в деревню, зашёл в первую крайнюю избу. В избе была одна старуха. Савка её спросил о старожилах, как дед велел. Старуха была не из пугливых, не побоялась воина с оружием. Выслушала его, поняла, о чём он спрашивал. Согласно закивала головой и даже по-русски спросила у него, почему Савка так интересуется давним новгородским походом. Тогда Савка, как умел, рассказал ей историю деда. У старушки вдруг задрожали руки, губы, из глаз потекли слёзы. Только и вымолвила она: "А кто ты будешь тому Мирону?". "Внук я его младший", - ответил Савка. "Ладно, парень, ступай пока к себе. Туда, где ты прячешься. Да ты один ли? Неужели один решился остаться в наших краях?", - поинтересовалась старушка, внимательно глядя в глаза - "не лги, правду мне сказывай". Савка подивился старухиной проницательности, рассказал о Борисе. Старушка посветлела лицом. Сунула за пазуху ему краюху хлеба, выпроводила из избы: "Иди, сейчас наши с сенокоса придут, не надо, чтобы он и тебя тут застали. Завтра приходите оба, как только все уедут на поле. Я вас покормлю и скажу к кому вам надо идти вверх по реке". Обескураженный столь быстрым обретением бывшей дедковой любови, Савва вернулся к своему другу.

Савка и Борис отправлены были старухой-чудинкой в деревню в местечко Городок её сестре Степаниде, жили в хозяйстве Степаниды, занимались рыбной ловлей и зверовым промыслом. Савке пришлась по нраву старшая дочь Степаниды - девица на выданье, Марья, и Савка женился на ней. Женился и Борис на невесте из состоятельной семьи.

После того, как друзья обзавелись семьями, стали они ездить в лодках-стружках в верховья реки Тоймы, присматривая место для поселения. Много красивых мест они видели подле реку, но всем предпочли отлогий угор у истока. Исток вытекал из большого круглого озера и впадал в реку Нижнюю Тойму. Склон этого холма был обращён на полдень. На нём они поставили по старому обычаю русских трёхаршинный крест в знак того, что место это уже занято ими. Сплавляясь обратно в лодке, они мечтали, как заживут они здесь богато и весело со своими семьями. Савва рассказал тестю, какое замечательное место они нашли. Тесть же подтвердил, что места того нет красивее на всей реке, хоть оно и далеко от жилья.

Весной стали Савва и Борис рубить лес у креста. Наняли работников, на что употребили припрятанное прежде добро. Осенью построили дома, привезли семьи. Так началась история Качема.

Публикуется по изданию: "С.Г.Третьяков. Записки краеведа." В обработке А.В.Русанова.
Верхняя тойма: Редакция районной газеты "Заря", 2009

Читайте далее: Легенды о заселении Качема. Старообрядческий след

 • Начало   • Верхнетоемский район   • Нижняя Тойма (Вознесенское)   • Легенды о заселении Качема. Савва и Борис - новгородские воины  

© Тойма.рф, 2010-2013. Село Верхняя Тойма и Верхнетоемский район Архангельской области
История, этнография, культура, искусство, фотографии
Комментарии
Карта сайта
E-mail
Партнёры
Разработка Tatsel.ru