С.Г. Третьяков. Легенды о заселении Качема. Старообрядческий след
У старообрядцев, облюбовавших Качем ещё в XVII веке, сложилось своё предание о заселении этой местности.
Один старик старовер, мельник из дввакумовской, рассказывал староверческое предание о происхождении Качимской деревни.
Давно то было... "Христиан" (т.е. раскольников) постигли гонения. Их на огне жгли, мечом посекали. Иконы святые и те отнимались. Добрались гонители до отдалённых северных мест. В посёлках нельзя стало жить. В поморье тогда были два брата благочестивых Савва и Борис. Чтобы скрыть от мучителей, они взяли икону Николы чудотворца и в лодке отправились вверх по Двине. Доплыли они до устья Тоймы. Вдруг их лодку понесло какой-то силой вверх по течению этой реки. Местность была очень лесистая. Пристали братья в 10-ти верстах от Двины на красивом берегу реки, где стоит теперь Керга (деревня), с благоговением вынесли на берег икону святую. Прошло ночь. Икона оказалась в лодке. Поняли братья, что неугодно святителю это место. Поплыли дальше. Лодка пристала в 40 верстэх от Двины в чаще леса, там, где стоит теперь Качим. Остановились путники, поставили икону на большом пне. Здесь-то и появилась деревня, её называют и теперь Савво-Борисовской. [1]
В те давние времена реки изобиловали рыбой, а осенью птицы в лесах было видимо-невидимо. Заманчиво было вновь прибывшим в эти богатые места новгородцам ловить рыбу и дичь. Обосновавшись в красивом месте на берегу реки Нижней Тоймы, Савва и Борис в один год построили себе избы и стали звать эту местность Качем или Качим (по названию травы качим или кочим - она наподобие турецкой гвоздики, во множестве растёт на глинистых почвах по берегу реки).
В 1974 году я ездил в Качем и разговаривал со старожилами. Афанасий Иванович Пластинин сказал мне, что предки качемян были новгородцы, (он слышал это от стариков), и что Качему уже, наверное, никак не менее 600 лет. Народное предание основание Качема однозначно связывает с Саввой и Борисом. Деревней Борисовской считают ту, которая стоит чуть ниже по течению реки, а Савинской - ту, что повыше.
В 1974 году я беседовал с приехавшим писателем Юрием Гагариным. Он зашёл ко мне в поисках сведений о старообрядцах, о которых он писал книгу. Сопровождал его председатель Нижнетоемского сельсовета А.А. Деснёв. Гагарин сразу спросил, известно ли мне что-либо о старообрядческой пустыне, которая когда-то была в верховьях реки Нижней Тоймы. Я ответил ему, что ни мне до последнего времени, ни нынешним качемским жителям о той пустыни ничего неизвестно, но я кое-что узнал о ней во время моей поездки на Выю в 1971 году.
В тот года я побывал в Гаврилове и 10 июля разговаривал там с бывшим жителем д. Василёво Александром Васильевичем Нифаниным.
"Наши василевские мужики, - рассказывал мне Нифанин, - в былые годы летом ходили в верховья реки Нижней Тоймы удить хариуса. У нас в реке Выя хариус был мелким, а в Тойме - крупный. От Василёва до реки Нижней Тоймы пути, как мы считали, 25 вёрст. Туда вела тропа, расчищенная охотниками - осенями они ходили на реку Нижнюю Тойму охотиться на белку. Там у них были срублены свои охотничьи избы. Во время охоты наши охотники часто встречались с качемянами".
Нифанин говорил также, что он слышал от своего отца, как тот молодым пареньком со своим отцом (дедом А.В. Нифанина) ходил на Нижнюю Тойму удить хариуса. И отец его показывал ему место бывшей пустыни на правом берегу реки Андрияшева ручья на солнечной стороне. В доказательство того, что там когда-то жили люди, лежал большой стог (в аршин толщиной) ржаной соломы. Солома сверху была вся чёрная от времени, а внизу под ней - была ещё белая. На берегу реки Нижней Тоймы недалеко от того места лежал мукомольный каменный жёрнов. Тогда же отец объяснил ему, что тут, как говорили, жили староверы - 11 человек (или 11 семей - от времени Нифанин уж не припомнил точно), и, якобы, "вершинский голова их всех оттуда прогнал". Куда они ушли - никто не знает: или спустились вниз по течению реки в Качем, или ушли в пинежские деревни.
Публикуется по изданию: "С.Г.Третьяков. Записки краеведа." В обработке А.В.Русанова.
Верхняя тойма: Редакция районной газеты "Заря", 2009
Литература:
1. Н. Следников. На богомолье в Качим. //Вологодские епархиальные ведомости № 17. Вологад. 1906, с.б74
Читайте далее: Cтарообрядческие скиты и пустыни Качема
|