Легенды о заселении Качема. Старообрядческий след - Верхняя Тойма
Село Район Карты История Природа Путешествия Персоналии
Храмы Живопись Песни Поэзия Фольклор Наследие Фото


РайонДвинскойПучуга (Кондратовская)Сефтра (Зеленник)Ерга (Семеновская)Сойга (Авнюга)Горка (Согра)Выя (Окуловская)Нижняя Тойма (Вознесенское)Афанасьевский краеведческий музейТоже Тойма, только Нижняя. В.ФокинЛегенды о заселении Качема. Савва и Борис - новгородские воиныЛегенды о заселении Качема. Старообрядческий следCтарообрядческие скиты и пустыни КачемаВерхняя ТоймаГерб Верхнетоемского районаВерхнетоемскому району 90 лет. 1924-2014


С.Г. Третьяков. Легенды о заселении Качема.
Старообрядческий след

У старообрядцев, облюбовавших Качем ещё в XVII веке, сложилось своё предание о заселении этой местности. Один старик старовер, мельник из дввакумовской, рассказывал староверческое предание о происхождении Качимской деревни.

Давно то было... "Христиан" (т.е. раскольников) постигли гонения. Их на огне жгли, мечом посекали. Иконы святые и те отнимались. Добрались гонители до отдалённых северных мест. В посёлках нельзя стало жить. В поморье тогда были два брата благочестивых Савва и Борис. Чтобы скрыть от мучителей, они взяли икону Николы чудотворца и в лодке отправились вверх по Двине. Доплыли они до устья Тоймы. Вдруг их лодку понесло какой-то силой вверх по течению этой реки. Местность была очень лесистая. Пристали братья в 10-ти верстах от Двины на красивом берегу реки, где стоит теперь Керга (деревня), с благоговением вынесли на берег икону святую. Прошло ночь. Икона оказалась в лодке. Поняли братья, что неугодно святителю это место. Поплыли дальше. Лодка пристала в 40 верстэх от Двины в чаще леса, там, где стоит теперь Качим. Остановились путники, поставили икону на большом пне. Здесь-то и появилась деревня, её называют и теперь Савво-Борисовской. [1]

В те давние времена реки изобиловали рыбой, а осенью птицы в лесах было видимо-невидимо. Заманчиво было вновь прибывшим в эти богатые места новгородцам ловить рыбу и дичь. Обосновавшись в красивом месте на берегу реки Нижней Тоймы, Савва и Борис в один год построили себе избы и стали звать эту местность Качем или Качим (по названию травы качим или кочим - она наподобие турецкой гвоздики, во множестве растёт на глинистых почвах по берегу реки).

В 1974 году я ездил в Качем и разговаривал со старожилами. Афанасий Иванович Пластинин сказал мне, что предки качемян были новгородцы, (он слышал это от стариков), и что Качему уже, наверное, никак не менее 600 лет. Народное предание основание Качема однозначно связывает с Саввой и Борисом. Деревней Борисовской считают ту, которая стоит чуть ниже по течению реки, а Савинской - ту, что повыше.

В 1974 году я беседовал с приехавшим писателем Юрием Гагариным. Он зашёл ко мне в поисках сведений о старообрядцах, о которых он писал книгу. Сопровождал его председатель Нижнетоемского сельсовета А.А. Деснёв. Гагарин сразу спросил, известно ли мне что-либо о старообрядческой пустыне, которая когда-то была в верховьях реки Нижней Тоймы. Я ответил ему, что ни мне до последнего времени, ни нынешним качемским жителям о той пустыни ничего неизвестно, но я кое-что узнал о ней во время моей поездки на Выю в 1971 году.

В тот года я побывал в Гаврилове и 10 июля разговаривал там с бывшим жителем д. Василёво Александром Васильевичем Нифаниным.

"Наши василевские мужики, - рассказывал мне Нифанин, - в былые годы летом ходили в верховья реки Нижней Тоймы удить хариуса. У нас в реке Выя хариус был мелким, а в Тойме - крупный. От Василёва до реки Нижней Тоймы пути, как мы считали, 25 вёрст. Туда вела тропа, расчищенная охотниками - осенями они ходили на реку Нижнюю Тойму охотиться на белку. Там у них были срублены свои охотничьи избы. Во время охоты наши охотники часто встречались с качемянами".

Нифанин говорил также, что он слышал от своего отца, как тот молодым пареньком со своим отцом (дедом А.В. Нифанина) ходил на Нижнюю Тойму удить хариуса. И отец его показывал ему место бывшей пустыни на правом берегу реки Андрияшева ручья на солнечной стороне. В доказательство того, что там когда-то жили люди, лежал большой стог (в аршин толщиной) ржаной соломы. Солома сверху была вся чёрная от времени, а внизу под ней - была ещё белая. На берегу реки Нижней Тоймы недалеко от того места лежал мукомольный каменный жёрнов. Тогда же отец объяснил ему, что тут, как говорили, жили староверы - 11 человек (или 11 семей - от времени Нифанин уж не припомнил точно), и, якобы, "вершинский голова их всех оттуда прогнал". Куда они ушли - никто не знает: или спустились вниз по течению реки в Качем, или ушли в пинежские деревни.

Публикуется по изданию: "С.Г.Третьяков. Записки краеведа." В обработке А.В.Русанова.
Верхняя тойма: Редакция районной газеты "Заря", 2009

Литература:
1. Н. Следников. На богомолье в Качим. //Вологодские епархиальные ведомости № 17. Вологад. 1906, с.б74

Читайте далее: Cтарообрядческие скиты и пустыни Качема

 • Начало   • Верхнетоемский район   • Нижняя Тойма (Вознесенское)   • Легенды о заселении Качема. Старообрядческий след  

© Тойма.рф, 2010-2013. Село Верхняя Тойма и Верхнетоемский район Архангельской области
История, этнография, культура, искусство, фотографии
Комментарии
Карта сайта
E-mail
Партнёры
Разработка Tatsel.ru