Северодвинская рукописная традиция и ее представители. Бударагин В.П. - Верхняя Тойма
Село Район Карты История Природа Путешествия Персоналии
Храмы Живопись Песни Поэзия Фольклор Наследие Фото


НаследиеСеверная усадьба - дом РусиновыхСенное поселениеТоемские амбарыТоемские баниТоемские рукописиСеверодвинская рукописная традиция и ее представители. Бударагин В.П.Северодвинская археографическая экспедиция 1978 г. Бударагин В.П.Археографическая экспедиция на Северную Двину 1976 г. Буланин Д.М.Тоемский костюмСеверодвинские росписиПрялки Северной ДвиныРезная прялка из Тоймы (XVIII век)Расписная прялка из Пучуги (нач.XX века)Охлупень-конь




Северодвинская рукописная традиция и ее представители

В.П. БУДАРАГИН
По материалам Древлехранилища Пушкинского Дома

В. И. Малышев впервые показал на материале Печорского собрания, какие богатые возможности дают территориальные собрания рукописей для воссоздания и изучения историко-культурного прошлого того или иного района. Его книга «Усть-цилемские рукописные сборники XVI— XX вв.» остается уникальным образцом археографического исследования и является своего рода памятником крестьянской культуре Печорского края. Наша статья не претендует на полноту характеристик. Это всего лишь краткий обзор материалов, которыми располагает Древлехранилище Пушкинского Дома для изучения еще одного очага крестьянской культуры на русском Севере.

Рукописи с Северной Двины стали группироваться в Древлехранилище по территориальному принципу с 1957 г. Первые находки были сде- ланы в Красноборском районе и стали основой Красноборского территориального собрания. Сейчас это собрание насчитывает 165 рукописей XVI—XX вв. Сплошное археографическое обследование Северной Двины началось, однако, только десять лет спустя, в 1967 г., студентами филологического факультета Ленинградского университета под руководством Н. С. Демковой. Поиски рукописей велись по деревням на всем протяжении Северной Двины и поступали в Северодвинское территориальное со- брание. С 1972 г. археографические экспедиции Пушкинского Дома продолжили эту работу преимущественно в Верхнетоемском и Виноградо- вском районах. В Северодвинском собрании хранится теперь 401 рукопись XV—XX вв. В 1971—1972 гг. в Древлехранилище из с. Борок на Северной Двине поступила библиотека В. М. Амосова—А. Ф. Богдановой. В со- став этой библиотеки входит 201 рукопись XV—XX вв., и большая часть их, без сомнения, является продукцией местных переписчиков. Таким образом, для изучения северодвинской рукописной традиции мы можем привлечь в настоящее время 767 рукописей XV—XX вв.,1 не считая единичных рукописей фонда отдельных поступлений.

Рукописи, представленные в этих собраниях, не только дают богатый материал по истории старообрядчества на Северной Двине, они интересны прежде всего как памятники местной книжной культуры, образцы мастерства северодвинских писцов, художников, переплетчиков. Есть полное основание говорить о единой северодвинской рукописной традиции для сел и деревень значительной по протяженности территории, от Красноборска до Двинского Березника, об отдельных представителях северодвинской книжности, не возводя, однако, их творчества в ранг местных школ и направлений. Рукописи XVIII—XX вв., которые найдены в этом районе и которые мы относим к местной традиции, представляли собой как бы единый читательский фонд книжников этого района. Переписанные в Пучуге или Тойме, рукописи путешествовали по деревням вверх и вниз по Двине, а потом, к примеру, попадали в библиотеку В. М. Амосова. Отсюда их выдавали читателям в ближние и дальние села, они снова были в обращении.

Переписчики и художники, как правило, знали друг друга, иногда конкурировали, иногда учились один у другого. И в их продукции неизбежно запечатлевались какие-то общие черты (характер почерка, коло- рит заставок и миниатюр), свойственные только северодвинским рукописям. Авторитетные книжники полемизировали в своих сочинениях по вопросам веры, но материал их полемик был преимущественно местный, не выходил за пределы указанного района.

Собирание сведений о переписчиках рукописей на местах и сопоставление их с указаниями самих рукописей позволило выявить более двух десятков имен крестьян, занимавшихся книжным ремеслом на Двине с конца XVIII в. до 20-х гг. нашего столетия. К сожалению, какие-либо биографические данные о большинстве из них отсутствуют, а воспоминания местных жителей часто бывают противоречивы. Не всегда можно с точностью указать и место их жительства. Есть иногда устные указания на переписчиков, но установить, какие рукописи принадлежат их письму» не представляется возможным. Так, известно, что П. М. Амосова (1876— 1967) не только занималась росписями прялок, граблей, туесов, но и переписывала певческие рукописи. Однако указать, какие рукописи она переписывала, можно пока только предположительно.

Ниже предлагаются краткие сведения об известных нам представителях северодвинской рукописной традиции в алфавитном порядке их имен. Одни имена уже встречались в отчетах об археографических экспедициях, другие выявлены совсем недавно. Но именно эта разрозненность источников и побудила нас к тем предварительным обобщениям, которые предлагаются ниже.

Бирулин Степан.
Сохранилась только одна рукопись в колл. Амосова—Богдановой (далее: Ам.—Богд.), № 112, под названием «Странническа» («проба пера» 1877 г.). Имя переписчика указано в тетради учета и выдачи книг библиотеки В. М. Амосова (Ам.—Богд., № 182, л. 120). Вежливцев Василий Степанович. Евангелие учительное его письма в Северодвинском собрании (далее: Сев.), № 295, датировано 1879— 1880 гг. Жил в с. Афанасьевское (д. Власьевская), переписывал книги, писал иконы. В Красноборском собрании (далее: Краен.) сохранилось его письмо П. Ф. Шестакову (№ 136), где он сообщает об отправке икон в Москву с В. М. Амосовым и сетует на Е. И. Меньшикова за то, что тот перехватил заказ, адресованный ему из Перми.

Колодкин Иван Филиппович.
Умер в 1834 г. Автор полемического сочинения «Утверждение пустынного жительства», писец, художник, переплетчик, иконописец. Жил в с. Пучуга. Рукописи, им переписанные <Ам.—Богд., № 41; Сев., № 250—252, 259, 362, 365), орнаментированы ~а украшены миниатюрами его работы. Писал полууставом и скорописью. Запись конца XIX в. о нем сохранилась на вклейке его автографа (Ам.— Богд., № 41, л. 53) и принадлежит, очевидно, какому-то выходцу из Тарноги, так как почерк этот встретился нам дважды в рукописях, привезенных из этого района (Вологодское собр., № 61, л. 98—99 и колл. Калинина, № 62).

Копылов Тимофей.
«Страдание старообрядца Копылова» и повесть о Еруслане Лазаревиче переписаны им в начале XIX в. (Краен., № 4—5).

Королев Федор Андреевич.
Жил в с. Нижняя Тойма (д. Наволоцкая). Лицевой сборник, им переписанный и иллюстрированный в 1910 г. (Сев., № 231), и сведения о писце поступили в собрание от нижнетоемскоіо краеведа С. Г. Третьякова.

Кузнецов Федор Петрович.
Писец и рисовальщик, жил в с. Пучуга Один из двух сборников его письма имеет пометы типа «проба пера» с датами 1838 и 1844 гг. (Сев., № 249, 253).

Кузнецов Филипп Федорович.
Сын Ф. П. Кузнецова, жил тоже в Пучуге. Переписанный им Устав о христианском житии (Сев., № 339) датирован 1873 г. Кузнецовы известны своими росписями прялок.

Меньшиков Егор Игнатьевич
(1866—1930). Проживал в с. Нижняя Тойма (д. Аввакумовская). Был широко известен на Двине как мастер по росписям прялок, иконописец, писец, реставратор и переплетчик рукописей. К сожалению, с уверенностью говорить о его рукописной продукции пока рано. Мы располагаем лишь небольшим текстом, переписанным небрежным полууставом (Ам.—Богд., № 155), и образцами его скорописи (Краен., № 136). Н. В. Тарановская видела когда-то в доме у П. Ф. Амосовой певческую рукопись, украшенную Меньшиковым (один из инициалов был подписной), но в коллекции Амосова—Богдановой этой рукописи не оказалось. Меньшиков был связан с П. Ф. Шестаковым и особенно тесно с В. М. Амосовым, выполняя московские заказы. Пользовался библиотекой Амосова (Ам.—Богд., № 157, л. 105). Советы и рецепты «Егора Игнатьевича» встречаются в записных книжках В. И. Третьякова. Сохранилась фотография Меньшикова в расписанной им самим рамке (Сев., № 178).

Останин Максим Матвеевич.
В рукописях упоминается как «инок Козма». Автор полемических сочинений, писец, переплетчик последней четверти XIX—начала XX в. Жил в с. Борок, бывал в Москве. Имел постоянный доступ к библиотеке В. М. Амосова, очень многие рукописи и книги содержат его пометы и комментарии. Писал изящным полууставом, реже скорописью (Ам.—Богд., № 109). Рукописная продукция его значительна (Ам.-Богд., № 107, 130, 131, 145, 148, 156; Сев., № 174, 287). По книжным вопросам общался с Е. И. Меньшиковым.

Пластинин Федор Егорович.
Рукопись, содержащая Устав о христианском житии, была переписана им в 40-х гг. XIX в. Привезена из с. Борок.

Сметанин Федор Матвеевич.
Переписывал преимущественно «четьи» книги, некоторые иллюстрировал рисунками пером. Жил в д. Суковесовская. Сейчас выявлено пять рукописей его письма, одна из которых датирована 1872 г. (Краен., № 8, 16; Ам.-Богд., № 121, 124; ОП 24,-№ 13). Все они написаны полууставом.

Стуков Иван.
Сборник, переписанный им в 1799 г., был найден в с. Вершина. В сборнике имеется несколько рисунков, не связанных с текстом. Почерк полууставной, небрежный.

Точилов Иван Семенович.
Писец, переплетчик, художник. Жил в с. Топса. Прекрасный образец его мастерства представляют Святцы, переписанные четким полууставом, украшенные подписными заставками и переплетенные в 1879 г. (Сев., № 214). Значительно полнее (15 книг) сохранились его переплетные работы, не отличающиеся большим разнообразием рисунков тиснений, но выполненные профессионально. На форзаце одной из книг (Ам.—Богд., № 34) имеется запись о переплете 1869 г.

Третьяков Василий Иванович (1868—1930).
Жил в с. Нижняя Тойма (д. Великий Двор). Известен своими росписями прялок. Переписывал, иллюстрировал и переплетал книги, писал иконы. Лучший пример его книжного мастерства — лицевые Страсти Христовы начала XX в. (Сев., № 353). Имел пристрастие к перу, вел дневники и записные книжки, часть которых сохранилась. В его архиве есть эскизы росписей прялок, рецепты, прориси икон, рисунки, списки духовных стихов и др. (Сев., № 222, 282, 292, 308, 309, 352, 388, 396, 397). Для тиснения рисунка на переплете иногда пользовался инструментом, изготовленным из оленьего рога (Сев., № 311). Часть прорисей и рисунков в его архиве принадлежала И. П. Бурмагину.

Третьяков Иван Никитич.
Сначала жил в скитах выше по реке Н. Тойме, потом переехал в село. Родной дядя В. И. Третьякова, обучал его книжному ремеслу. Переписанный им в 70—80-х гг. XIX в. сборник (Сев., № 304) содержит, в частности, северную переработку Повести о царе Аггее и список Повести о царевне Персике. Шарапов Степан Кузьмич. Писец и художник. Лицевые Страсти Христовы (Краен., № 51) его работы были привезены из с. Черевково, вторая рукопись сохранилась в колл. Амосова—Богдановой (№ 96) и датирована 1908 г.

Шестаков Кондратий Захарович.
Известно, что родился в 1798 г.,. а в 1821—1825 гг. служил в Петербурге в комиссионерном батальоне. Жил в д. Изосимово Белослудского стана (теперь Красноборский р-н). Переписанные им в 1817 или 1818 г. (даты от сотворения мира и рождества Христова по сентябрьскому году не совпадают) Святцы приплетены к пе- чатному Катехизису, купленному в Архангельске в 1817 г. Начало года по этим Святцам исчисляется с марта. Сохранились в колл. Амосова- Богдановой (№ 172).

Шестаков Николай (Стефан) Прокопьевич.
Сын П. Ф. Шестакова, жил в д. Изосимово. Один из последних иконописцев и книжных умельцев на Северной Двине. Имя его известно исследователям с 1960 г. Сохранился целый ряд рукописей и рисунков пером и в красках, выполненных им в конце XIX—первой трети XX в. (Краен., № 20, 83, 84, 139). Особый интерес представляет архив Шестакова (Краен., № 136), содержащий большое количество ценнейших материалов по истории местной культуры на рубеже XIX—XX вв. Известны полууставной и скорописный его почерки. Письма его, как правило, украшены изящными буквицами. В одном из писем просит отца прислать инструменты для тиснения переплетов.

Шестаков Прокопий (Василий) Фомич.
Чаще известен в источниках как «инок Варсонофий». Жил в д. Изосимово, в Москве и Кимрах. Через него осуществлялись связи большинства северодвинских мастеров с иногородними заказчиками. В архиве его сына (Краен., № 81, 136) сохранилась и часть его собственного архива. Для его переписки с сыном характерна частая смена имен. В письмах, адресованных П. Ф. Шестакову представлен широкий круг лиц и вопросов, волновавших старообрядцев Северной Двины на рубеже веков. Занимался ли он сам переписыванием рукописей, сказать пока трудно, но полууставной почерк встречается в его письмах.

Шестаков Феоктист Захарович.
В 1827 г. переписал Житие Андрея Юродивого (Ам.—Богд., № 63). На рукописи сохранилась позднейшая карандашная запись Фомы Захаровича Шестакова о передаче книги сыну, Прокопию Фомичу. Возможно, что им был переписан сборник из Красноборского собрания (№ 7).

Как видно из приведенных выше материалов, северодвинские переписчики часто выполняли сами все виды работ, связанные с оформлением рукописей. Многие их рукописи украшены миниатюрами и орнаментом, причем очень уверенного рисунка и характерного местного колорита. Одни и те же лица могли заниматься книжным ремеслом, росписями, писать иконы. Среди представителей северодвинской рукописной традиции прослеживаются целые династии переписчиков, передававших свое мастерство из поколения в поколение. Некоторые рукописи являются автографами местных старообрядческих авторов.

Список можно будет продолжить: дальнейшие экспедиционные и архивные разыскания безусловно выявят новые имена северодвинских книжников. Однако и те сведения, которыми мы располагаем на сегодняшний день, позволяют сделать вывод о непрерывности и высоком уровне северодвинской рукописной традиции, о ее тесных связях с народным прикладным искусством. Можно предполагать, что какие-то имена, зафиксированные нами в рукописях XIX—XX вв., обнаружат себя и в более ранние исторические периоды.

Литература:
А.М. Панченко. Отчет об археологической экспедиции в Красноборский район Архангельской области и г. Тотьму Вологодской области в 1960 г.— ТОДРЛ, т. XVIII. М.—Л., 1962, с. 426—431;
Н. С. Демкова. Рукописи с Двины и Пинеги.— ТОДРЛ, т. XXV. М.—Л., 1970, с. 330—332; см. также отчеты об экспедициях филологического факультета ЛГУ совместно с Пушкинским Домом в 1970- 1974 гг. на Северную Двину в последующих (XXVI—XXXI) томах ТОДРЛ и в работах: В. И. Малышев. Древнерусские рукописи Пушкинского Дома. М.—JL, 1965, с. 56—57; Новые поступления в собрание древнерусских рукописей Пушкинского Дома.— РЛ, 1968, № 2; 1969, № 2; 1970, № 1; 1971, № 1; 1972, №2; 1973, № 2; 1974, № 1; 1975, № 4;
Л. И. Сазонова. Северодвинская крестьянская библиотека.— Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1974. М., 1975, с. 162—167;
Н. Н. Кудрявцева , Е.П. Семенова. Крестьянская библиотека на Северной Двине в конце XIX—начале XX века.— В кн.: Проблемы комплексного изучения Северо-Запада РСФСР. Л., 1972, с. 26.

Источник: Официальный сайт Пушкинского дома (ИРЛИ РАН)


Примечание:
Пушкинский дом - Институт русской литературы Российской Академии наук (ИРЛИ РАН)
Древлехранилище - специальный отдел Пушкинского дома, занимающийся сбором и изучением старинных русских книг и рукописей. Большую часть коллекции составляют книги и рукописи, собранные в археографических экспедициях на Русский Север, в чудом сохранившиеся заповедные уголки старой Руси. Фактически, древохранилище представляет собой огромную библиотеку северорусского крестьянина. Находится в Санкт-Петербурге.

Об авторе:
Бударагин Владимир Павлович - заведующий Древлехранилищем Интститута русской литературы РАН "Пушкинский Дом", заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Один из лучших специалистов России (и мира, соответственно) по древним русским рукописным книгам, участник множества археографических экспедиций, активный участник просветительской и пропагандистской работы, направленной на вниматлеьное и бережное отношение к чудом уцелевшему письменному наследию Руси и России.
Автор серии книг и публикаций о памятниках литературы Древней Руси.

Читайте далее: Северодвинская археографическая экспедиция 1978 г. Бударагин В.П.

 • Начало   • Наследие Верхнетоемской земли   • Тоемские рукописи   • Северодвинская рукописная традиция и ее представители. Бударагин В.П.  

© Тойма.рф, 2010-2013. Село Верхняя Тойма и Верхнетоемский район Архангельской области
История, этнография, культура, искусство, фотографии
Комментарии
Карта сайта
E-mail
Партнёры
Разработка Tatsel.ru