Село Район Карты История Природа Путешествия Персоналии |
Храмы Живопись Песни Поэзия Фольклор Наследие Фото |
РайонДвинскойПучуга (Кондратовская)Сефтра (Зеленник)Зеленниковская УЖДЕрга (Семеновская)Сойга (Авнюга)Горка (Согра)Выя (Окуловская)Нижняя Тойма (Вознесенское)Верхняя ТоймаГерб Верхнетоемского районаВерхнетоемскому району 90 лет. 1924-2014 | Зеленниковская УЖДСтроительство узкоколейной дороги между Верхней и нижней Тоймами началось в послевоенные годы. Первый участок был открыт по одним данным в 1949 году, по другим - в 1951. Одновременно с дорогой на берегу Северной Двины выросло поселение, которое в 1951 году получило статус поселка и название Зеленник. Основная цель строительства дороги - получение удобного пути для доставки леса к берегу реки для дальнейшего сплава - в основном, в Коряжму, на Котласский ЦБК. Размещение участка для строительства определялось наличием удобных условий для функционирования узкоколейки - путь был проложен между бассейнами рек Верхняя и Нижняя Тойма, на границе водоразделов. И берег реки оказался в этом месте удобным для осуществления сплава. Первоначально узкоколейная железная дорога называлась Верхнетоемской, в связи с принадлежностью к Верхнетоемскому леспромхозу. Позднее был организован самостоятельный Зеленниковский леспромхоз и за узкоколейкой закрепилось название Зеленниковская УЖД. Зеленниковская УЖД оказалась одной из самых удачных и эффективных дорог области. УЖД действует и поддерживается в хорошем состоянии. Объём вывоза леса достигает 150 000 кубометров в год. Общая длина эксплуатируемого пути - около 60 км. Узкоколейка не электрифицирована. Работает круглый год. В зимнее время древесина свозится на зимние плотбища, чтобы весной отправится в путь по реке. Диспетчерская узкоколейной железной дороги, расположенная на главной станции в посёлке Зеленник, представляет собой небольшое деревянное здание современной постройки. «Вокзал» (место посадки пассажиров в рабочий поезд) находится в стороне от главной станции, представляет собой павильон с деревянной пассажирской платформой, к которому вплотную примыкает деревянное здание, используемое «дорожной службой» (путейцами). На территории нижнего склада путь образует «петлю», которая используется для разворота гружёных сцепов (при разгрузке сцепов здесь, как и на любой другой лесовозной узкоколейной железной дороге, все хлысты на сцепах должны быть направлены комлями в одну сторону). Деревянное здание локомотивного депо находится вблизи нижнего склада, имеет два стойла. Зеленниковская УЖД считается перспективной, планируется ее продление. В ближайшие годы будет работать. Фотографии: Сергей Болашенко, 2005 год Источник: Cайт о железной дороге
|
© Тойма.рф, 2010-2013. Село Верхняя Тойма и Верхнетоемский район Архангельской области История, этнография, культура, искусство, фотографии |
Комментарии Карта сайта |
E-mail Партнёры |
Разработка Tatsel.ru |