Зеленниковская УЖД - Верхняя Тойма
Село Район Карты История Природа Путешествия Персоналии
Храмы Живопись Песни Поэзия Фольклор Наследие Фото


РайонДвинскойПучуга (Кондратовская)Сефтра (Зеленник)Зеленниковская УЖДЕрга (Семеновская)Сойга (Авнюга)Горка (Согра)Выя (Окуловская)Нижняя Тойма (Вознесенское)Верхняя ТоймаГерб Верхнетоемского районаВерхнетоемскому району 90 лет. 1924-2014




Зеленниковская УЖД

Строительство узкоколейной дороги между Верхней и нижней Тоймами началось в послевоенные годы. Первый участок был открыт по одним данным в 1949 году, по другим - в 1951. Одновременно с дорогой на берегу Северной Двины выросло поселение, которое в 1951 году получило статус поселка и название Зеленник.

Зеленниковская УЖД

Основная цель строительства дороги - получение удобного пути для доставки леса к берегу реки для дальнейшего сплава - в основном, в Коряжму, на Котласский ЦБК. Размещение участка для строительства определялось наличием удобных условий для функционирования узкоколейки - путь был проложен между бассейнами рек Верхняя и Нижняя Тойма, на границе водоразделов. И берег реки оказался в этом месте удобным для осуществления сплава.

Первоначально узкоколейная железная дорога называлась Верхнетоемской, в связи с принадлежностью к Верхнетоемскому леспромхозу. Позднее был организован самостоятельный Зеленниковский леспромхоз и за узкоколейкой закрепилось название Зеленниковская УЖД.

Зеленниковская УЖД оказалась одной из самых удачных и эффективных дорог области. УЖД действует и поддерживается в хорошем состоянии. Объём вывоза леса достигает 150 000 кубометров в год. Общая длина эксплуатируемого пути - около 60 км. Узкоколейка не электрифицирована. Работает круглый год. В зимнее время древесина свозится на зимние плотбища, чтобы весной отправится в путь по реке.

Зеленниковская УЖД - Вокзал

Диспетчерская узкоколейной железной дороги, расположенная на главной станции в посёлке Зеленник, представляет собой небольшое деревянное здание современной постройки. «Вокзал» (место посадки пассажиров в рабочий поезд) находится в стороне от главной станции, представляет собой павильон с деревянной пассажирской платформой, к которому вплотную примыкает деревянное здание, используемое «дорожной службой» (путейцами).

На территории нижнего склада путь образует «петлю», которая используется для разворота гружёных сцепов (при разгрузке сцепов здесь, как и на любой другой лесовозной узкоколейной железной дороге, все хлысты на сцепах должны быть направлены комлями в одну сторону). Деревянное здание локомотивного депо находится вблизи нижнего склада, имеет два стойла.

Зеленниковская УЖД

Зеленниковская УЖД считается перспективной, планируется ее продление. В ближайшие годы будет работать.

Фотографии: Сергей Болашенко, 2005 год
Смотрите также в нашей фотогалерее подборку других его фотографий: Зеленниковская УЖД - 2005 год

Источник: Cайт о железной дороге

 • Начало   • Верхнетоемский район   • Сефтра (Зеленник)   • Зеленниковская УЖД  

© Тойма.рф, 2010-2013. Село Верхняя Тойма и Верхнетоемский район Архангельской области
История, этнография, культура, искусство, фотографии
Комментарии
Карта сайта
E-mail
Партнёры
Разработка Tatsel.ru