От Садово-Кудринской на Кудрину гору. Н.М.Кудрин - Верхняя Тойма
Село Район Карты История Природа Путешествия Персоналии
Храмы Живопись Песни Поэзия Фольклор Наследие Фото


ИсторияИстория села в датахАдминистративное положениеУзкоколейные железные дороги 1950-2010Верхняя Тойма. 1930-е годы. А.СтрунинОт Садово-Кудринской на Кудрину гору. Н.М.Кудрин




От Садово-Кудринской на Кудрину гору. Версия

Николай Михайлович Кудрин
Поклон предкам. Фрагмент книги

Шипицыно — двинская деревня, а ныне поселок Котласского района, расположен на левом берегу Двины. Время основания деревни в архивных документах пока найти не удалось.

В прошлом веке, да и в начале нашего, среди старожилов, бытовали рассказы о том, что селение было основано старообрядцами. И если взять во внимание сохранившиеся еще в начале столетия обычаи и обряды, соблюдавшиеся некоторыми жителями, присущие только старообрядцам, в какой-то мере можно согласиться с народными преданиями. Об этом свидетельствует и стремление жителей селения к грамотности. Еще в конце первой половины XIX в. здесь была открыта начальная школа с трехгодичным обучением.

Но возникают вопросы: откуда в двинских землях старообрядчество? Какова причина появления их на Севере?

Для ответа попробуем вспомнить историю Российского государства.

В середине XVII века в русской православной церкви произошел раскол. Патриархом Никоном была предпринята реформа, началось исправление богослужебных книг, а следом расправы над теми, кто реформы не признал и не принял.

Реформа расколола верующее население России. Правительство и церковь обрушили на людей, не признавших изменения, небывалые жестокости. Староверов пытали и жгли огнем, секли плетьми и били батогами, рвали ноздри, ломали ребра, рубили головы, кидали в, деревянные клети и жгли там, раздетых обливали водой, замораживали. Кроме того, непосильные налоги, несправедливость приказных людей заставляли многих покидать родные места и переселяться в отдаленные уголки российской земли.

Изучая и анализируя литературу, некоторые исторические документы, можно заключить, что здесь, на Северной Двине, около устья Вычегды, появились выходцы из центра Московского государства и даже из самой Москвы.

...Посмотрим план г. Москвы до 1389 года. В районе современной Пресни увидим обозначение — село Большое Кудрине. Документы сообщают, что село было приписано к Патриаршему Новинскому монастырю. В более поздних документах, относящихся к XVII веку, упоминается о Кудринской слободе, насчитывающей 88 дворов. Село Кудрине значится в документах и более позднего периода. Правда, с изменением планировки города и новым строительством меняется и село. На его месте появляются улицы, названия которых дошли до 30-х годов нашего столетия... Это Кудринский вал, улица Кудринская, переулок Кудринский, Кудринская площадь, Садово-Кудринская улица. (Последняя существует и поныне).

Однако вернемся назад. С XV века село Большое Кудрине принадлежало митрополиту и было приписано, как уже говорилось, к Патриаршему Новинскому монастырю. Можно предположить, что во время реформы церкви часть населения проявила свое несогласие с нововведениями и была вынуждена покинуть родные места. Переселенцы основали деревню Кудрине, что около Абрамцева в Московской области. Интересно, что деревня с таким названием появилась и во Владимирской области. Почти повсеместно в российских землях принято было давать название населенным пунктам по фамилиям или именам жителей, а нередко, и по названиям местности, откуда пришли коренные жители.

Трудно сказать, каким еще путем шли люди, оставляющие предместья Москвы, но на основании исторических и архивных документов понятно, что в северных суземах они появились. Вначале в верховьях реки Юг основали деревню Кудрине, существующую и ныне, а позднее — поселение вблизи Устюга, назвав речку около него Балчуг. Это еще одно подтверждение тому, что переселенцы были из Москвы. Там название «Балчуг» есть и сейчас («Балчуг» по-татарски — рыбный торг).

Двигаясь вниз по Северной Двине в районе Приводина, близ Вотлажемского луга, сохраняя память о родных местах, переселенцы основали еще одно поселение Кудрино, также теперь существующее. А дальше, двигаясь по реке, нашли более удобное место — на берегу большого залива, около устья реки Вычегды. Но из-за беспокойных весенних разливов селение было перенесено па более высокий берег. Место оказалось очень удобным, несмотря на огромные заросли шиповника, который в народе называют шипицей. Вполне допустимо, что это и послужило основанием для названия деревни Шипичихой, которая в 70-х годах XIX века получила официальное название — Шипицыно. Следует отметить, что первые поселенцы носили фамилии Березиных и Кудриных. Это еще один довод в пользу освоения здешних мест выходцами из Москвы.

Новые жители оказались хорошими хозяевами. Вскоре около них стали селиться жители деревень, расположенных в низких местах у реки. Так к концу XVIII века в Шипицыне появилась третья фамилия — Низовцевы. И до конца 20-х годов нашего века фамилии Березины, Кудрины, Низовцевы имели большинство жителей деревни. Потом появились приезжие, а фамилия Березиных почти растворилась.

В XVII—XVIII веках обитателям здешних мест жилось нелегко. Часть населения признала реформы Никона, чтобы избежать гонений, и рассталась со старообрядчеством, а другие ушли дальше на север и основали еще три деревни около Красноборска и Пермогорья с названием Малое Шипицыно, на Пинеге, в более глухих местах — деревню Кудрина Гора.

Часть несогласных двинулась в Сибирь. Интересно, что и там они сохранили память о названиях двинских земель. Так в середине XVIII пека на территориях современных Новосибирской и Иркутской областей, в Красноярском и Алтайском краях появились селения Шипицыно и Кудрино. Что это: символ верности, память сердца, традиция? Может быть, и одно, и другое, и третье.

Источник: Сайт о Великом Устюге

Примечание от редакции сайта: По рассказам верхнетоемцев, в начале 1970-х годов в окрестностях деревни Кудрина гора сущестовала полузаброшенная старообрядческая часовня, в которую наведывалось несколько последних старух из старообрядческих родов.
Часовня была ограбена заезжими людьми, которые, ласково выспросив бабушек о том, что да где да как, украли из часовни старые книги, иконы, а также некоторые предметы обихода.
На реке Верхняя Тойма есть деревня Шипицыно

 • Начало   • История села Верхняя Тойма и Верхнетоемского района   • От Садово-Кудринской на Кудрину гору. Н.М.Кудрин  

© Тойма.рф, 2010-2013. Село Верхняя Тойма и Верхнетоемский район Архангельской области
История, этнография, культура, искусство, фотографии
Комментарии
Карта сайта
E-mail
Партнёры
Разработка Tatsel.ru